Подруга дней моих суровых

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.

Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.

Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
То чудится тебе…

Анализ стиха Пушкина «Няне»

Стихотворение «Няне» написано в жанре послания, в форме монолога, его можно рассматривать как письмо к близкому человеку. Пушкин использует четырехстопный ямб и перекрестную рифму АВАВ.

Намеренно замедленный ритм стихотворения говорит о чувствах поэта и старой няни: это грусть, тоска, тревога друг за друга.

Поэт намеренно не разделил стихотворение на строфы, пытаясь единым монологом высказать чувства, которые связывали и его и няню.

Портрет Арины Родионовны Яковлевой. Неизвестный художник. До 1825 г.

«Няне» – так называется это трогательное стихотворение, которое Александр Сергеевич Пушкин посвятил женщине, ставшей ему по-настоящему родным человеком. С большим теплом, любовью и благодарностью обращается он к Арине Родионовне, ласково называя ее «голубка дряхлая моя» и «подруга дней моих суровых».

Стихотворение начинается с обращения к няне, живущей «в глуши лесов сосновых». В тревожном ожидании пребывает старушка, давно не видевшая своего воспитанника. Через ворота смотрит на дальнюю дорогу, вглядываясь, не покажется ли на ней знакомый силуэт. Настроение няни автор передает словами: «предчувствия», «тоска», «ждешь», «горюешь».

Поэт и сам тоскует в разлуке, и, хотя, он прямо не говорит о своих чувствах, о них можно догадаться по самой интонации стихотворения. Он бы и рад уберечь свою няню от переживаний и тревог, но по многим причинам не может часто посещать Михайловское. На этом и строится сюжет этого короткого послания.

Стихотворение обрывается внезапно. Что последовало бы после слов «то чудится тебе…» читатель никогда не узнает. Но, исходя из предыдущего текста, можно предположить, что и последующие строки были бы наполнены тем же чувством любви и благодарности.

Анализ

История создания

Всех детей, которые появлялись в семье Пушкиных, нянчила Арина Родионовна. Практически сразу после рождения они попадали в ее добрые, теплые руки. Эта простая русская женщина, нареченная при крещении Ириной, была крепостной крестьянкой. Имя Арина стало ее обиходным, домашним именем, фамилия ее, предположительно, была Яковлева, но в литературе она известна просто как Арина Родионовна.

Александра няня любила, как собственного сына. Она знала бесчисленное количество сказок, которые маленький Саша очень любил слушать перед сном. Когда он начал писать, многие из них были взяты им за основу его замечательных сказок, которые знакомы всем детям. Кроме них, няня рассказывала Пушкину старинные предания, пела народные песни, говорила о русских обычаях и традициях, были в ее арсенале и поговорки с пословицами. Все это устное богатство Пушкин бережно собирал и хранил. Часто оно становилось настоящей находкой и источником вдохновения при создании очередного шедевра.

Няня слушает стихи Пушкина

В трудные моменты Александр всегда знал, что ему есть к кому обратиться за помощью и советом. Няня была его единственной собеседницей и слушательницей во время ссылки в Михайловском. В письме к брату Пушкин писал: «Она – единственная моя подруга, и с нею только мне не скучно». Арине Родионовне посвящено несколько стихотворений Пушкина. Анализируемое произведение, известное под названием «Няне», было написано в 1826 году. Оно так и осталось безымянным и неоконченным. Существующее название появилось уже позже, во время публикации в сборнике сочинений поэта, вышедшем в 1855 году.

Арина Родионовна умерла после непродолжительной болезни в возрасте семидесяти лет. Похоронили ее, как и всех крепостных людей – в безымянной могиле. Так получилось, что Пушкин не смог проститься со своей няней, как и не смог впоследствии отыскать ее могилу. Но память о ней сохранилась в русской литературе. Хорошо сказал об этом сам поэт: «Если грядущее поколение будет чтить мое имя, должна быть не забыта и эта бедная старушка».

Персонажи и образы

В стихотворении центральным является образ няни. Он настолько точно передан Пушкиным, что она предстает перед читателем, словно живая – старушка, сидящая с вязанием у окна и с тревогой поглядывающая на дорогу.

Образ лирического героя Пушкин художественно спроецировал на себя. В этом смысле в произведении присутствует два реальных образа – реальный человек няня и столь же реальные чувства автора.

Композиция

Как таковой композиции в этом стихотворении нет, так как оно представляет собой классическое послание. Это просто мысленное обращение поэта к дорогому человеку, изложенное на бумаге. В произведении нет деления на строфы, что максимально делает его похожим на разговорную речь. Таким образом, создается эффект присутствия читателя при монологе поэта, обращенному к Арине Родионовне.

Произведение относится к литературному направлению реализм. По жанру – это послание. По родовой принадлежности – сентиментальная лирика.

Размер и средства художественной выразительности

При написании Пушкин использовал четырехстопный ямб с перекрестной рифмовкой и чередованием мужских и женских рифм. За счет длинных строк создается музыкальный ритм стихотворения, навевающий грусть.

Различные средства выразительности создают ощущение тревожного ожидания старушки няни.

Эпитеты: «на черный отдаленный путь», «в забытые вороты».

Сравнение: «будто на часах».

Метафора «медлят поминутно спицы» указывает на то, что няня то и дело откладывает вязание, чтобы посмотреть в окошко.

Автор пользуется противопоставлением светлицы и черного пути. Это также подчеркивает волнение няни.

Повтор «давно, давно» говорит о том, что разлука длится уже долго.

Пушкин специально использует звуки «ж», «ш», «ч», «т», «п», чтобы передать звук спиц и шарканье шагов пожилой женщины. С помощью гласных «о» и «у» передаются тоска и тревога.

Проблематика и основная идея произведения

Все близкое окружение Пушкина любило Арину Родионовну, а сам поэт ласково называл ее «мамушкой». Его друзья в письмах к нему никогда не забывали передавать ей приветы, а поэт Н. Языков написал два стихотворения, посвященный ей.

Трогательному посланию «Няне» почти два столетия, но по ощущениям, которые оно вызывает, кажется, что поэт – наш современник. Ведь подобные чувства по отношению к бабушкам, мамам, няням испытывает практически каждый человек. Поэтому стихотворение не теряет своей актуальности и учит ценить и любить своих близких еще при их жизни, чаще звонить и, по возможности, чаще навещать людей, которые посвятили жизнь воспитанию детей.

С детских лет маленький Саша — будущий великий русский поэт А.С.Пушкин — воспитывался под присмотром нянечки Арины Родионовны. Родители мало времени уделяли для воспитания детей, возложив все заботы на плечи простой крестьянской женщины. Именно няня присматривала за Сашенькой, гуляла с ним, поведывала сказки, напевала колыбельные, укладывая его спать. Благодаря ее поговоркам и преданиям Саша с малолетства познакомился с народным творчеством, что в последствии оказало огромное влияние на на его произведения. Именно ей он посвящал строки очарования и признательности в своих стихах.

Полностью текст стихотворения Няне Пушкина

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь;
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
То чудится тебе. . .

(А. С. Пушкин «Няне» 1826 г.)

Арина Родионовна появилась на свет в 1758 году в большой семье крепостных крестьян, воспитывающих семерых детей. Ей пришлось познать голодное безрадостное детство, нищету крестьянской жизни. Девушка попросилась присматривать за детьми своих хозяев. Ее взяли няней в семью Пушкиных к дочери Ольге. После рождения Сашеньки она начинает присматривать за обеими детьми. Все свои заботы, всю ласку и любовь простого крестьянского сердца возложила она на алтарь воспитания малышей. Няня постоянно находится рядом с детьми, сопровождает их в поездках из Михайловского в Петербург, где они проводят каждую зиму.

Арина очень привязалась к мальчику, полюбила его всем сердцем. Всю нежность, душевную теплоту и щедрость подарила она своему «ангелочку», что не могло не вызвать ответного чувства признательности. Няня стала для будущего поэта всем: подругой, ангелом-хранителем, музой. Александр Сергеевич поверял ей свои мысли и мечты, делился секретами, искал у нее утешения. Все то, что не мог получить у родителей, он находил у своей «мамушки».

После поступления на службу встречи повзрослевшего Александра с няней стали редкими; юноша не мог часто посещать Михайловское. Лишь в 1824 г. Александр Сергеевич приехав в поместье изгнанником, снова попадает в заботливые нежные руки. Осенью 1824 г. в своих письмах к брату он делится впечатлениями от народных песен, сказок, поговорок, которыми щедро одаривает его жизнерадостная, добрая рассказчица-няня. Он признается, что восполняет ими упущения «проклятого своего воспитания». «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» — с восхищением восклицает поэт.

В те тяжелые годы «матушка» становится для поэта лучшим другом, учителем, опекуном, человеком, умеющим выслушать, дать дельный совет, поделиться своей мудростью. Эта простая русская женщина своими повествованиями подтолкнула юношу к первому шагу в большую литературу.

Пушкин также проявляет к ней с особое тепло и трепетное уважение. «Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя!». За этой легкой иронией в обращении к няне скрывается безмерная благодарность за пережитые вместе испытания и тихая грусть.

Озвученный полностью стих «Няня»

В последствии он с любовью и нежностью воспроизводит ее образ в своих произведениях: няни Татьяны в «Евгении Онегине» и Дубровского в одноименной повести; прототипы мамки Ксении из «Бориса Годунова» и княжны из «Русалки». Он не скрывает, что к написанию этих образов его натолкнули преданность и мудрость кормилицы, нежной нянечки Арины.

Последний раз Пушкин увиделся с няней осенью 1827 г., но толком пообщаться не успел. Летом 1828г. его «мамушки» не стало. Потрясенный смертью няни, он признает, что лишился самого надежного, справедливого и испытанного друга. Александр относился к ней с уважением и чувством безмерной признательности.

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
То чудится тебе…

Анализ стихотворения «Няне» Пушкина

Имя простой крестьянки Арины Родионовны стало благодаря великому поэту известным и даже нарицательным. Она была первой воспитательницей молодого поэта, познакомила его с удивительным миром национальных преданий и сказаний. Благодаря няне Пушкин впервые ощутил всю прелесть и живую силу русского народного языка, его богатство и разнообразие. Учеба в Царскосельском лицее и последующая бурная жизнь отдалили поэта от своей первой учительницы. Он мог только изредка навещать ее. Ссылка поэта в с. Михайловское, продолжавшаяся около двух лет, вновь позволила Пушкину постоянно общаться с Ариной Родионовной. Ей он доверял свои самые заветные мечты и поэтические замыслы. В 1826 г. поэт создал стихотворение «Няне», посвященное наиболее преданной ему женщине.

Пушкин относился к Арине Родионовне не только как к воспитательнице, он испытывал к ней почтительную любовь и уважение. Он с первых строк обращается к няне со словами «подруга» и «голубка». Это не просто фамильярность к крестьянке, так поэт выражает нежность своего чувства. В жизни Пушкина было много людей, которые кардинально поменяли к нему отношение после царской опалы. Арина Родионовна была одной из немногих, кто до конца сохранял верность поэту. В деревенской глуши она преданно ждала своего любимого воспитанника.

Устав от бесконечных насмешек высшего общества и преследования цензуры, Пушкин всегда мог в воспоминаниях обратиться к образу любимой старушки. Он представляет ее себе сидящей у окна с неизменным вязанием. Неясная «тоска», «предчувствия» связаны с переживаниями за судьбу поэта, который навсегда остался для нее маленьким мальчиком.

Пушкин отмечал, что ссылка в Михайловское стала для него не только наказанием, но и отдыхом от шумной городской суеты. Скромная деревенская жизнь стала для поэта свежим источником вдохновения. Немаловажную роль в этом сыграла Арина Родионовна. В ее обществе Пушкин проводил все вечера, возвращаясь в детство. Поэт вспоминал, что только благодаря няне ему никогда не было скучно.

Стихотворение создает ощущение начала какой-то сказки или предания. Образ сидящей у окна няни в точности повторен Пушкиным впоследствии в «Сказке о царе Салтане…».

Произведение осталось неоконченным. Оно внезапно обрывается словами «то чудится тебе…». Можно лишь предполагать, что хотел сказать поэт дальше. Несомненно, что и дальнейшие строки были бы проникнуты тем же нежным и светлым чувством.

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
То чудится тебе…

Стихотворение «Няне» было написано в 1826 году, и увидело свет только в 1855 году.

Арина Родионовна сначала была няней и кормилицей для старшей сестры Пушкина Ольги, но по мере появления остальных детей она выхаживала, нянчила остальных детей. В семье Пушкиных их было 8. Арина Родионовна была крепостной Сергея Пушкина, который впоследствии, когда все дети подросли, дал ей вольную. Но женщина предпочла остаться с господами и долгое время жила в Михайловском.

Когда Пушкин был сослан в это имение под надзор полиции, и когда все его родственники уехали из имения, она была единственным собеседником поэта. Вечерами Арина Родионовна рассказывала поэту сказки, напевала народные песни, ставшие впоследствии сюжетами его произведений.

В период ссылки Пушкин особенно близился с няней. Недаром в самом начале стиха он называет ее «подруга дней моих суровых». Она стала прототипом героинь в его произведениях, ей он посвятил стихотворения «Наперсница волшебной старины», «Няне».

В стихотворении 12 строк. Начатая 13-я строка «то чудится тебе» дает основание предполагать, что текст этого произведения остался незавершенным. Стихотворение написано четырехстопным ямбом с перекрестной рифмой.

Последние месяцы своей жизни Арина Родионовна жила в семье Ольги Павлищевой, сестры Пушкина, в Петербурге. Похоронена на Смоленском кладбище. О местонахождении ее могилы более 100 ничего не знали. В результате длительных поисков архивистов и литературоведов ее удалось обнаружить в 1940 году.

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.

Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.

Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
То чудится тебе…

Слушать стихотворение с выражением

Анализ стихотворения «Няне»

Мы все с 5-го класса знаем няню Александра Сергеевича Пушкина – Арину Родионовну. Маленький Саша начал писать стихи уже в 7 лет и няня ему в этом помогала. Она поддерживала мальчика, рассказывала ему сказки, была верным другом до конца дней.

Няня Арина Родионовна отправилась в ссылку с Пушкиным в село Михайловское и проводила это непростое время вместе с поэтом.

Именно ей Пушкин открывал свои мечтания и планы. Она была верна ему, даже когда многие друзья отвернулись. Поэтому ссылка для Александра Сергеевича не была столь тяжела, но наоборот, это было время душевного отдыха и мира, наполненного воспоминаниями о детстве.

Няня Арина Родионовна была близким и верным другом. Ей он посвятил свое стихотворение «Няне», а также несколько других произведений.

Вы можете прочитать и послушать стихотворение, посвященное няне полностью на нашей странице.

Однако, нужно знать, что поэт не закончил этот стих, он как бы обрывается в конце.

Биография няни Арины Родионовны

Годы жизни: 1758 – 1828

Няня Арина Родионовна – крепостная крестьянка из Петербургской губернии, которая вынянчила несколько поколений Пушкиных. В семье Арины, помимо девочки, было еще 6 детей. В те времена крепостные крестьяне не имели своей фамилии, в документах указывалось только имя ребенка и его отца.

Арина Родионовна вышла замуж и родила 4 детей. Семья жила очень бедно, поэтому Арина Родионовна работала еще и няней.

Сначала нянчила мать Пушкина, а затем самого Александра и его братьев и сестер. Больше всех она привязалась к Александру и называла его Ангелочек.

Своей няне Александр Сергеевич посвятил 3 стихотворения. Первый, самый известный стих, Вы читали выше. Вот еще 2 стиха о любимой няне поэта.

Стих, посвященный няне

Я сам не рад болтливости своей,
Но детских лет люблю воспоминанье.
Ах! умолчу ль о мамушке моей,
О прелести таинственных ночей,
Когда в чепце, в старинном одеянье,
Она, духов молитвой уклоня,
С усердием перекрестит меня
И шепотом рассказывать мне станет
О мертвецах, о подвигах Бовы…
От ужаса не шелохнусь бывало,
Едва дыша, прижмусь под одеяло.
Не чувствуя ни ног, ни головы.

Стихотворение про няню Пушкина «Зимний вечер»

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.

Наша ветхая лачужка
И печальна и темна. –
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?

Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя, где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
Выпьем, добрая подружка.
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.

Привет! Рада видеть Вас на этом сайте! Я обожаю читать детские стихи и сказки. Я также люблю читать Ваши комментарии и отвечать на них.

интересно было прочитать не только стих няня, но и биографию Арины Родионовны с фото. Спасибо. Люблю читать стихи Пушкина!

А почему Арина Родионовна так к Пушкину относилась. У нее же были свои дети, почему она ждала Пушкина, когда он приедет к ней?

Последняя встреча Пушкина с Ариной Родионовной состоялась в селе Михайловском 14 сентября 1827 года. Няне было уже 69 лет, что для того времени было возрастом глубокой старости.

В январе 1828 года старшая сестра Пушкина Ольга вышла замуж против воли родителей. С мужем Николаем Павлищевым они поселились в Петербурге. В марте родители Ольги скрепя сердце выделили ей несколько крепостных для ведения хозяйства. Среди тех, кого Ольга забрала к себе, была и её старая няня.
Для Арины Родионовны это мартовское путешествие в Петербург, ещё по зимнему пути, оказалось слишком большой нагрузкой. Она умерла 31 июля (12 августа по новому стилю) 1828 года в Петербурге, в доме Павлищевых.

Пушкин не присутствовал на похоронах няни, не участвовала в них и его сестра Ольга. Похоронил няню муж Ольги, Николай Павлищев.
Источник — aif.ru

эхх какие раньше люди были! какие няни…она даже в ссылке была с Пушкиным. А сейчас лишь бы деньги содрать

По бульвару няня шла,
Няня мальчика везла.
Мальчик в саночках сидел,
Мальчик с саночек слетел.
Видит няня — легче стало,
И быстрее зашагала.

Побывала на базаре,
Посмотрела на товар.
Потолкалась на пожаре —
Ведь не каждый день пожар.

Соли в лавочке купила
И хозяйственного мыла.
Там же встретила куму,
Разузнала что к чему.

Мимо шли солдаты строем,
Каждый выглядел героем.
И за строем наша няня
В ногу шла до самой бани.
Развернулась, не спеша.
Смотрит — нету малыша.

— Где же я его забыла?
Там, где покупала мыло?
У ларька на тротуаре.
Просто так на мостовой
Или, может, на пожаре
Смыло мальчика водой?

И в недоуменье няня
Битый час глядит на сани.
Ну, а мальчик у ворот
Два часа как няню ждет.

А домой идти боится —
Дома могут рассердиться.
Скажут: — Как же ты гулял,
Если няню потерял?

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя…

Сквозь льдистое оконце
С морозной вышины
Глядит литое донце
Серебряной луны.
По кровле ветер пляшет,
Гудит в ночном саду,
И снег волнистый пашет
На скованном пруду…
Но здесь, в углу родимом,
Ночной не страшен клик:
Лампада алым дымом
Ласкает темный лик.
Не спится старой няне.
Лежанка, как огонь…
Прошелестели сани,
Зафыркал бодрый конь.
Бревно в углу стрельнуло,
Мороз — что час — лютей.
Кот моется у стула,
Зовет-сулит гостей.
Прислушалась, привстала:
Часов старинных хрип,
И за стеной средь зала
Шагов знакомых скрип.

Вошла ворчунья в зальце,
Зажав в руке костыль…
Со свечки каплет сальце,
Трещит-чадит фитиль,
Бумага грудой белой
Разрыта на столе,
Лесок оледенелый
Сверкает на стекле.
Над ширмой, как заплата,
Сухой полыни клок.
Цветная кисть халата
Взлетает мерно вбок…
«Опять, неугомонный,
Проходишь до утра,
Как домовой бессонный?
Давно в постель пора!»
Сняла нагар со свечки.
Кот входит важно в зал.
Поэт у жаркой печки,
Скрестивши руки, стал.
В саду — глухие вскрики
И лунные межи…
«Дай, старая, брусники,
Да сказку расскажи…»

На стареньком диване
У мерзлого окна
Дремотный голос няни,
Как плеск веретена.
В руках мелькают спицы,
Трясется голова,
И вьются небылицы —
Волшебные слова:
Про лешего Антипку,
Про батрака Балду,
Про золотую рыбку,
Про кузнеца в аду…
Зарделось в зале лето,
Шумит-шуршит травой.
В простенке тень поэта
С курчавой головой…
А кот все горбит шубу,
Не тот ли это кот,
Что был прикован к дубу
У синих-синих вод?
«Распелась… Вот чечетка!
Смотри, в саду — светло».
И крестит няня кротко
Любимое чело.

Не спится дряхлой няне.
Все косточки болят…
В оранжевом тумане
Мерцает тихий сад.
Завыли псы. Не волк ли?
В окне сугроб — копной.
Шаги за стенкой смолкли.
«Улегся. Спи, родной…»
За снежным перелеском —
Не гость ли? Ох, Творец! —
Залился ровным плеском
Веселый бубенец.
Быть может, друг столичный!
Пойти бы на крыльцо…
Беседы, хохот зычный,
Шипучее винцо…
Вот Сашеньке б утеха!
Сидит в снегах, как волк.
Но отзвенело эхо,
И колокольчик смолк.
Пора вставать. Поспала.
В углу белеет печь…
Баранки обещала
Она ему испечь.

Пушкин очень любил свою няню, Арину Родионовну. С ней были связаны у него самые тёплые воспоминания. Она пленяла его своими чудесными сказками в детстве, она скрашивала его одиночество во время ссылки в Михайловское.
В долгие зимние вечера Арина Родионовна рассказывала Александру Сергеевичу сказки, пела песни.
«Слушаю сказки моей няни, оригинала няни Татьяны; она – единственная моя подруга, и с нею только мне не скучно. » – писал Пушкин брату из Михайловского.
Пушкин перенёс в свои произведения многие образы из няниных сказок. Он всегда с большой теплотой вспоминал Арину Родионовну, посвящал ей стихи. Некоторые из этих стихотворений здесь напечатаны.

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя,
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный, отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.

Я сам не рад болтливости своей,
Но детских лет люблю воспоминанье.
Ах! умолчу ль о мамушке моей,
О прелести таинственных ночей,
Когда в чепце, в старинном одеянье,
Она, духов молитвой уклоня,
С усердием перекрестит меня
И шопотом рассказывать мне станет
О мертвецах, о подвигах Бовы.
От ужаса не шелохнусь бывало,
Едва дыша, прижмусь под одеяло.
Не чувствуя ни ног, ни головы.

Зимний вечер

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.

Наша ветхая лачужка
И печальна и темна. –
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?

Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя, где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
Выпьем, добрая подружка.
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.

«Мой ангел! Вы у меня всегда на сердце и на уме», — с такими словами в одном из писем обращалась к Александру Сергеевичу Пушкину его няня Арина Родионовна. Та самая, которую поэт с любовью называл доброй подружкой, и мамушкой, и чей трогательный образ увековечил во многих своих произведениях. Пушкин и его няня — яркий пример душевного и духовного родства. Такого, когда доброта, тепло, искренняя любовь и забота друг о друге могут сделать по-настоящему родными даже тех, кто не связан кровными узами.

Хотя няня, в сущности, была настоящим членом семьи. Она служила ещё бабушке поэта, Марии Алексеевне Ганнибал. Была кормилицей старшей сестры Пушкина, Ольги Сергеевны. А когда родился Александр Сергеевич, Арину Родионовну определили к нему няней. «Она была ласковая, заботливая хлопотунья, страстно любившая своего питомца», — писали знавшие няню поэта современники. О глубокой привязанности женщины к Пушкиным говорит и то, что, будучи крепостной крестьянкой, Арина Родионовна отказывалась от вольной, которую хозяева не раз ей предлагали.

Будущий поэт и его няня особенно сблизились, когда на свет появился младший брат Александра Сергеевича, Лёвушка. Родители были заняты заботами о новорождённом, и Саша всё своё время проводил в обществе Арины Родионовны. А она пела ему народные песни, рассказывала истории — удивительные, волшебные, захватывающие. Потом многие из этих «преданий старины глубокой» станут сюжетами знаменитых пушкинских сказок. Однако, следуя аристократической моде и этикету 19 века, детей в семье Пушкиных воспитывали на заграничный манер. Поэтому вскоре преданья русской старины сменили уроки французского языка, а Арину Родионовну перевезли из Москвы в Михайловское — деревенскую усадьбу Пушкиных на Псковщине.

Именно там после долгой разлуки они встретились вновь. Александру Сергеевичу исполнилось 25. Уже известным на всю Россию поэтом он приехал в Михайловское, где по решению властей должен был безвыездно проживать — в наказание за вольнодумные стихи. И снова, как в далёком детстве, они были с няней вдвоём. Снова по вечерам он слушал её удивительные сказки. Арина Родионовна говорила напевно, и огонёк свечи освещал доброе, улыбчивое лицо старой женщины. В письме брату из Михайловского Пушкин писал: «Она — единственная моя подруга, и с нею только мне не скучно».

Но не только сказки слышал поэт от няни. Арина Родионовна была глубоко верующим человеком, много времени проводила в молитвах. Об этом упоминает в письме к Вяземскому сам Александр Сергеевич. А когда после двух лет ссылки Пушкин получит разрешение покинуть Михайловское и уедет, няня будет слать ему полные любви письма. Вот что Арина Родионовна писала в одном из них: «Я вас буду ожидать, и молить Бога, чтоб Он дал нам свидеться».

К сожалению, увидеться им больше не довелось. В 1828 году Арина Родионовна покинула этот мир. Но навсегда осталась в произведениях своего горячо любимого воспитанника. В стихах Александра Сергеевича Пушкина, посвящённых няне, запечатлён её трогательный образ и искренняя любовь к поэту.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector