Как можно заменить слово ребенок

Уважаемые родители! Добро пожаловать в «кабинет-онлайн» учителя-логопеда! Вы можете, не выходя из дома посмотреть и послушать советы логопеда, выполнить различные интересные задания, поиграть со своим ребенком! А более подробные рекомендации, индивидуальные задания наши педагоги размещают в сообществах групп в социальной сети «Вконтакте».

Как можно заменить слово ребенок

Как можно заменить слово ребенок

Игры для развития слухоречевой памяти

Как можно заменить слово ребенок

«Пары слов»

«Восстанови пропущенное слово»

Ребенку зачитываются 5 — 7 слов, не связанных между собой по смыслу: корова, стол, стена, письмо, цветок, сумка, голова. Затем ряд читается заново с пропуском одного из слов. Ребенок должен назвать пропущенное слово. Вариант задания: при повторном прочтении можно заменить одно слово другим (из одного семантического поля, например корова — теленок; близким по звучанию, например стол —стон); ребенок должен найти ошибку.

«Рыба, птица, зверь»

Лучше, если в этой игре участвуют несколько человек. Ведущий (сначала это должен быть взрослый) указывает по очереди на каждого игрока и произносит: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица. » Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро (пока ведущий считает до трех) назвать в данном случае птицу. Если ответ правильный, ведущий продолжает игру, если ответ неверный — ребенок выбывает из игры. Названия не должны повторяться. Эту игру можно проводить в разных вариантах, когда дети называют, например, цветок, дерево и фрукт, мебель, имя.

«Повтори и продолжи»

Ребенок называет какое-нибудь слово. Следующий участник игры повторяет это слово и добавляет новое. Таким образом, Каждый из участников повторяет весь предыдущий ряд, добавляя в конце новое слово. Варианты игры: составление рядов из слов одной обобщающей группы (например: ягоды, фрукты, животные, мебель, посуда и т.д.); из определений к существительному (например: «Арбуз какой?» Ответы: «Зеленый полосатый, сочный, сладкий, большой, круглый, спелый, тяжелый, вкусный (и т.д.)»). Более сложным является задание на составление связного рассказа, когда каждый из участников, повторяя предыдущие предложения, добавляет свое.

«Запомни нужные слова»

Из предложенных фраз (рассказов) ребенок запоминает только те слова, которые обозначают: погодные условия, транспорт, растения и т. п.

«Зашифруй предложение»

Для запоминания даются короткие завершенные высказывания, например; «Волк выбежал из леса», «Дети играли во дворе» и т.д. Попросите ребенка «зашифровать» предложение с помощью условных изображений так, чтобы запомнить его (например: волк + елка + стрелка и т. п.). В течение одного занятия рекомендуется давать для запоминания не более 2 — 3 фраз.

«Пиктограмма»

Ребенку читается текст. Для того чтобы его запомнить, он должен каждый смысловой фрагмент как-то изобразить (зарисовать). Затем ребенка просят по его зарисовкам воспроизвести рассказ.

«Придумай, как запомнить слова»

Объясните ребенку, что, для того чтобы хорошо запомнить материал, можно использовать такой прием, как классификация, т.е. объединение в группы похожих чем-то предметов. Теперь предложите ему запомнить набор слов, используя этот принцип: роза, вишня, тюльпан, огурец, ель, слива, дуб, гвоздика, томат, сосна, яблоко; машина, картошка, самолет, огурец, троллейбус, помидор, солнце, лук, лампа, поезд, фонарь, свеча.

Для этого задания потребуются соответствующие картинки, лист бумаги и карандаш. Ребенку читается небольшой рассказ в течение 1 — 2 мин. В это время он должен обозначать:
события (действия) — карточками с картинками, подбирая и выкладывая их, следуя за ходом рассказа;
каждое предложение — чертой и затем указывать количество предложений в рассказе;
каждое слово — одним штрихом и затем указывать количество слов в рассказе.

Встречается также устаревший несклоняемый вариант с ударением на второй слог (в дворянской речи): мама́.

Корень: -мам-; окончание: [Тихонов, 1996] .

Произношение

    : ед. ч. [ ˈmamə ]

    (файл)

    мн. ч. [ ˈmamɨ ]

Семантические свойства

Значение

    в семейном общении и в разговоре детей о родной матери — то же, что мать ◆ У нас в доме уже несколько дней как приготовлялись справлять день рождения мамы . Ф. М. Достоевский, «Подросток», 1875 г. [НКРЯ] ◆ Мама думает, что я была у Лилии, а Лилина мама думает, что Лиля была у меня. Тэффи, «Неделикатности», 1911 г. [НКРЯ] ◆ Как всегда передавай привет Ане, маме и папе. Письмо студентки, 2000 г. [НКРЯ]тёщаилисвекровь (обычно в семейном обращении) ◆ — Мам … — обращалась она [Людка] к Ирине. Ирину коробила простонародная манера называть свекровь мамой . В. С. Токарева, «Своя правда» // «Новый Мир», 2002 г. [НКРЯ]кормилица, нянька ◆ Пусть же все добрые люди увидят, что мама и что мать родная. Д. И. Фонвизин, «Недоросль», 1782 г. [НКРЯ] ◆ Я жила в Яссах на конце города; закутавшись, видала иногда свою дочь в прогулках с мамою , но никогда не смела показать своё лицо ни ей, ни слугам княжеским, потому что Мариорица и тогда была в меня вся вылита. И. И. Лажечников, «Ледяной дом», 1835 г. часть разъёма с гнёздами ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации ). то же, что материнская плата ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации ).

Синонимы

Антонимы

  1. ?

Конверсивы

    , дочь
  1. ? , ребёнок , штекер

Гиперонимы

Гипонимы

    =мачеха
  1. ?

Согипонимы

    , отец
  1. ?
  2. — , звуковая карта, сетевая карта

Родственные слова

  • уменьш.-ласк. формы: мамочка, матушка, маменька, мамка, мамуля, мамулечка, маменька
  • имена собственные: Мамин, Мамышев, Матюхин, Матюшкин
  • пр. существительные: мать, мамаша, материнство
  • прилагательные: материнский, маменькин, мамин, матушкин
  • глаголы: мамкать
  • наречия: по-маминому

Этимология

Происходит от индоевр. формы, родств. русск. укр., белор., болг., сербохорв. ма́ма, словенск. máma, чешск. máma, словацк. mаmа, польск., в.-луж. mаmа. Слово детской речи; ср. вост.-лит. momà (вин. п. mõmą), лит. mamà (вин. п. mãmą), латышск. mаmа, др.-инд. māmа «дядя» — форма зв. п., нов.-перс. mām, māmā, māmī «мать», греч. μάμμα, μάμμη «мать, матушка, бабушка», алб. mёmё «мать», лат. mamma «мама, мать (детск.)». др.-в.-нем. muoma «тётка». Далее связано с мать. Случаи с ударением мама́, вероятно, из нем. Маmа, франц. maman. Сюда же табуистическое название ма́мо «сибирская язва», казанск. (Даль). Ср. аналогичное кумо́ха. Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.

Значение ‘материнская плата’ — калька первой части англ. motherboard , отмечается с 1997 года (НСЗ-90↓, т. 2, с. 617).

Как можно заменить слово ребенок

Как только ребенок начинает понимать речь, каждый родитель больше задумывается над тем, что он говорит. Неизбежно приходится работать над собой. Ведь многие фразы и реакции возникают внезапно и необдуманно. Что-то всплывает из прошлого: так говорили наши родители. Что-то мы невзначай берем у окружающих. А что-то произносим в моменты сильной усталости или безысходности.

Но, безусловно, стоит стремиться не использовать в отношении своих детей выражения, которые могут их ранить и повлиять на дальнейшую жизнь.

Моему сыну 2,5 года, кризис 3-х лет то ли уже наступил, то ли так явно к нам подбирается. Он часто рьяно отстаивает свою позицию, горько расстраивается, если что-то идет не так, конечно же, в сопровождении громких истерик и сопротивления. В такие моменты очень сложно сохранять самообладание, особенно если ты «не в ресурсе» – устала от рабочих и бытовых задач. Нет-нет да вырывается то, что меня саму задевало и обижало в детстве.

Поэтому я собрала 15 фраз, которые не стоит говорить ребенку. Чтобы в будущем ему не приходилось прорабатывать с психологом детские травмы.

«Не плачь! Ты же мальчик (большой)»
Дети плачут. Это естественная реакция на новое, стресс, боль, обиду и так далее. Привлечение внимания взрослых в конце концов. Когда мы используем подобные выражения, мы как бы запрещаем проявлять чувства, загоняем их вглубь и прячем.

«Не бегай, а то упадешь»
Лучше не употреблять отрицательную частицу «не» и не заострять внимание на том, что может случиться с ребенком, не программировать. Попробуйте без «не» и упреков, обращать внимание на то, что вы считаете необходимым в данный момент: «Аккуратнее», «Давай так» и так далее.

«Пока не доешь, не выйдешь из-за стола»
Регулируя за ребенка объем пищи, заставляя его есть или не есть те или иные продукты, мы мешаем ему выстраивать собственные отношения с едой, учиться слушать свой организм и таким образом формируем неправильное пищевое поведение.

«Раз так ты себя ведешь, я тебя не люблю»
Разве есть что-то, из-за чего можно действительно не любить ребенка? Наверное, нет! Но брошенная в сердцах фраза оседает глубоко и сильно ранит малыша. Он может начать стараться полностью подстраиваться под вас вопреки своим желаниям и потребностям, чтобы отвоевать немного любви.

«Посмотри, как хорошо себя ведет этот ребенок, а как ты!»
Сравнение – излюбленный прием поколения нынешних бабушек и дедушек.
Такими словами обесцениваются поступки ребенка. И в итоге, во взрослом возрасте человек не чувствует уверенности в себе.

Как можно заменить слово ребенок

«А вот я в твоем возрасте»
Обычно ребенок считывает, что он какой-то не такой, что он разочаровывает родителей. А ведь все развиваются по-разному и в своем темпе. Возможно, не умеет кататься на велосипеде, зато отлично рисует. Вместо сравнений отмечайте достижения, мотивируйте и поддерживайте.

«Если ты не перестанешь, мы больше никогда не поедем (пойдем, купим)»
Говорите только то, в чем уверены. Если вы знаете, что не можете не прийти в магазин, о котором сгоряча так хотите сказать, лучше выберете более мягкую формулировку или вообще не используйте подобные угрозы.

«Я ухожу, а ты останешься один»
Страх одиночества – наш базовый страх, появившийся еще тогда, когда люди не могли выжить по одному. И остающийся до сих пор. Именно поэтому младенцы так чутко реагируют на уход значимых взрослых.

«Не будь жадиной»
Когда ребенок так себя ведет, задайте себе вопрос почему? Возможно, нужно объяснить ему что-то, показать пример – он обязательно научится. Или же его поведение вполне объяснимо, и, наоборот, требуется поддержка и защита (например, от более старших детей).

«Будешь себя плохо вести, мы тебя отдадим дяде/полицейскому/Бабе-яге»
Во-первых, это не осуществимо, а значит, ребенок рано или поздно поймет, что слова взрослого не имеют силы, а во-вторых, для очень впечатлительных детей подобные фразы могут вылиться в ночные кошмары и страхи.

«Не переживай, ничего такого не случилось!»
Любое переживание, которое испытывает человек, важно. Ведь все мы разные. А ребенок растет, учится, и даже потеря не самой любимой куклы может быть очень значительной.

«У тебя не получится, давай я сделаю»
Лучший опыт – опыт, полученный самостоятельно, без чьей либо помощи. Ну и нет ничего ценнее веры значимого взрослого. Не стоит делать что-то за ребенка.

«Делай (бери) что хочешь, только успокойся»
Слова отчаяния, которые на деле невозможно осуществить, и ребенок это понимает. Лучше выдохнуть, досчитать до 10 и предложить, например, посмотреть мультфильм.

«Ты ведь должен понимать, ты же знаешь»
Ребенок мыслит не так, как взрослый, другими категориями, живет здесь и сейчас. Понимание придет с возрастом, не стоит требовать его раньше времени.

«Что же ты такой дурной (криворукий и нескладный)»
В жизни будут люди, сомневающиеся в вашем малыше, пусть с вами он будет как за каменной стеной. Не скупитесь на воодушевляющие слова и помните, что все ошибаются.

Как можно заменить слово ребенок

В рубрике Минздрава Хакасии на актуальные вопросы отвечает врач-педиатр Республиканской детской клинической больницы Елена Перегеря:

— Сколько времени ребёнок может пребывать на солнце? Какой крем подобрать?

— Витамин D не нужно давать летом. Это правда?

— В каких случаях можно заменить грудное вскармливание на смесь? Может ли мама самостоятельно это сделать?

— Правда ли что укол лучше, чем другие виды приёма лекарств? Нужно ли подвергать ребёнка болезненной процедуре?

— Режим дня может влиять на состояние ребёнка?

Дополнительная информация для СМИ по телефону 8 (3902) 295-079 — пресс-служба Министерства здравоохранения Республики Хакасия

Как можно заменить слово ребенок

Есть слова, которые следует говорить всегда, когда для этого есть повод. Таковы, например, слова поддержки, похвалы и сочувствия. Есть слова, которыми нужно пользоваться с осторожностью, например, слова осуждения. А есть фразы, которые нельзя произносить никогда. О них мы сегодня и поговорим.

1. Не говори глупостей

Синонимы: «Не неси чушь», «Хватит ерунду болтать».

Почему нельзя. Дети, в отличие от взрослых, никогда не говорят «ерунду». Всё, что вам решил сообщить маленький человек, важно для него, каким бы смешным или нелепым вам это ни казалось. Такими фразами вы даёте понять ребёнку, что его слова не важны для вас. Не удивляйтесь потом, что у чада так рано появились секреты.

Что взамен. Вместо того чтобы отмахиваться от ребёнка, выслушайте его. Если малыш рассказывает о каком-то своём открытии, порадуйтесь вместе с ним. Если о проблеме — попытайтесь найти решение.

2. На, бери, только отстань

Синонимы: «Держи и оставь меня в покое», «Бери и не приставай ко мне больше».

Почему нельзя. Худший способ уступить требованиям ребёнка. Мало того, что вы даёте ему подачку, так взамен он ещё и должен исчезнуть из вашей жизни. Дети очень быстро начинают пользоваться возможностью получить желаемое таким способом. А родители потом удивляются: откуда взялось отчуждение?

Что взамен. Никто не может всё время отказывать ребёнку, да это и не требуется. Даже если вы просто избавитесь от слова «отстань», это уже будет намного лучше.

3. Ты не сможешь, дай лучше я

Синонимы: «У тебя не получится», «Оставь в покое, всё равно не сможешь».

Почему нельзя. Отказывая даже в праве на попытку, вы внушаете ребёнку чувство собственной беспомощности, обрекаете его на провал. Результат называется в психологии «выученной беспомощностью» — когда человек заранее уверен в своей неспособности что-то сделать или изменить.

Что взамен. Если вы видите, что малыш берётся за непосильную для него задачу, то лучше всего будет сказать: «Давай я тебе помогу». Или позвольте ему помогать вам. Если же и это невозможно, например, ребёнок рвётся чинить электропроводку, объясните, что это опасно.

4. Другие дети умеют, а ты нет

Синонимы: у слова «умеют» может быть много вариантов (слушаются, хорошо учатся, справились, знают, чего-то достигли).

Почему нельзя. Заставляя ребёнка чувствовать себя хуже других, вы формируете комплекс неполноценности. Некоторые думают, что таким образом у малыша появляется мотив стать лучше. Но даже со взрослыми такая тактика не всегда работает. Что касается ребёнка — это очень плохой мотиватор.

Что взамен. Зигмунду Фрейду приписывают высказывание: «Единственный человек, с которым вы должны сравнивать себя, — это вы в прошлом. И единственный человек, лучше которого вы должны быть, — это вы сейчас». Авторство Фрейда сомнительно, но это именно тот принцип, которым стоит руководствоваться.

5. Глаза бы мои тебя не видели

Синонимы: «Уйди с глаз долой», «Видеть тебя не хочу».

Почему нельзя. Слова эти сигнализируют ребёнку, что ни он сам, ни его проблемы родителям не нужны. Иногда родители таким образом пытаются избежать назревающего конфликта, но избегание не решит проблему, а только усугубит её.

Что взамен. Нужно слушать детей, помогать им. А в конфликтных ситуациях, которые неизбежны, применять другие методы.

6. *Нецензурная брань*

Синонимы: их все знают.

Почему нельзя. Не будем открывать дискуссию о допустимости (необходимости, ценности) мата в речи. Вы же не демонстрируете ребёнку интимные места? Вот и всё.

Что взамен. В 99% случаев подобные слова легко заменить приличными аналогами или просто исключить из речи.

7. Если бы не ты, то…

Синонимы: «И зачем только я тебя родила», «Лучше бы аборт сделала».

Почему нельзя. Подобными фразами формируется комплекс вины. Ребёнок усваивает, что одним своим существованием делает родителям плохо, причиняет боль. Это очень травмирующее переживание для детской психики.

Что взамен. Подобные мысли — повод разобраться в себе. Вы обвиняете ребёнка в собственных неудачах и несостоятельности. Подумайте об этом как следует.

8. Ты плохой

Синонимы: «Ты злой», «Ты глупый», «Ты непослушный».

Почему нельзя. Дети очень доверяют оценкам родителей. Раздавая подобные характеристики, будьте готовы, что ребёнок их усвоит и будет им соответствовать. Это означает низкую самооценку и возможные проблемы в будущем.

Что взамен. Вместо «ты плохой» — «ты плохо поступил». Не «ты глупый», а «это неправильное решение». Оценивая не ребёнка, а поступки, вы даёте ему возможность и стимул стать лучше.

9. Я тебя не люблю

Синонимы: «Если ты что-то сделаешь или не сделаешь, то я не буду тебя любить».

Почему нельзя. Родительская любовь должна быть безусловной. Угроза её лишиться равносильна угрозе жизни. В конце концов, вы что, действительно не любите своего ребёнка? Тогда зачем говорить ему эту страшную ложь?

Что взамен. То же, что применимо к следующему пункту.

10. Я тебя брошу

Синонимы: «Оставлю здесь», «Отдам дяде».

Почему нельзя. Родители — самые главные для ребёнка люди. От них зависит его жизнь, без матери ребёнок не мыслит своего существования. Поэтому эти фразы столь эффективны… поначалу. Любые пустые угрозы ребёнок очень быстро перестаёт воспринимать. Но, чтобы сформировался невроз, времени хватит вполне.

Что взамен. Что угодно. Серьёзно. Даже угроза физического наказания — обычно никудышный метод воспитания — лучше, чем угроза бросить или перестать любить. Но ещё лучше выстроить с ребёнком отношения, не основанные на страхе и наказании. Дело это непростое, но результат того стоит.

Как вы поняли, важны не слова как таковые, важно отношение родителей к ребёнку, которое стоит за этими словами. А ещё важнее поведение мамы и папы. Поэтому мало отказаться от плохих слов, надо отказаться от плохих дел.

Алалия у детей — расстройство речи, для которого характерно отсутствие развития речевых навыков (или же развитие речи с большим опозданием) при условии нормального слуха и интеллекта. При алалии речь у ребенка может отсутствовать полностью (ребенок просто молчит), либо частично (говорит отдельные звуки или нечленораздельные слова, непонятные окружающим). Данная патология вызвана органическим поражением корковых речевых центров головного мозга (произошедшим внутриутробно или в первые три года жизни). Основные характеристики алалии:

  • запоздалое проявление речевых реакций;
  • маленький словарный запас (в соотношении с возрастными нормами);
  • аграмматизмы;
  • нарушение слоговой структуры слова.

Детям с алалией необходимо неврологическое и логопедическое обследование. Рассмотрим классификацию алалии:

  • моторная алалия (экспрессивная) — ребенок в состоянии слышать и понимать речь взрослых, но испытывает трудности в воспроизведении (не говорит, или говорит очень плохо);
  • сенсорная алалия (импрессивная) — ребенок не в состоянии понимать речь других людей (на родном для него языке), или воспринимает ее очень тяжело (при условии нормального слуха);
  • сенсорно-моторная алалия (мотосенсорная) — смешанный тип патологии — ребенок испытывает трудности как с пониманием, так и с активной речью (как правило, наблюдается преобладание одного нарушения над другим).

Симптомы алалии

Рассмотрим основные признаки алалии у детей, характерные для того или иного вида данной речевой патологии. Для моторной алалии характерны следующие симптомы:

  • нарушение координации;
  • слабое развитие движения рук;
  • сниженная работоспособность;
  • замена одних слов другими;
  • ошибки в построении предложений;
  • отсутствие желания говорить;
  • обидчивость/замкнутость/агрессивность.

Речь у детей с моторной алалией может проявиться только к 4 годам. Также, стоит отметить, что такому ребенку трудно выражать свои мысли посредством слов. Теперь рассмотрим характерные симптомы сенсорной алалии:

  • трудности в восприятии чужой речи;
  • повторение слов/звуков за кем-то;
  • смешение или замена букв в словах;
  • соединение разных частей слов между собой;
  • слияние нескольких слов в одно;
  • отсутствие связи между предметом и словом, которое его обозначает.

Дети с сенсорной алалией отличаются импульсивностью и повышенной активностью, однако, в то же время, ребенок может быть замкнут или чем-то подавлен.

Стоит отметить, что в чистом виде сенсорная алалия наблюдается редко. Как правило, чаще встречается смешанная (сенсомоторная) алалия.

Обследование алалии

Если Вы заметили те или иные признаки алалии у своего ребенка, рекомендуем Вам обратиться за консультацией к логопеду. Специалисты Первого медицинского центра в ходе обследования принимают во внимание ряд факторов, помогающих разграничить детей с алалией от детей, страдающих другими нарушениями речи. При сборе сведений о ребенке, обращается внимание на отсутствие или ограничение лепета. Родители отмечают, что ребенок молчалив, также они говорят о том, что ребенок понимает речь, но не желает говорить. Зачастую, родители расценивают отсутствие нормального общения как упрямство и лень со стороны ребенка.

Вместо речи у ребенка идет активное развитие мимики и жестов, которые используются при общении. Первые слова начинают появляться позднее положенных сроков, а фразовая речь начинает формироваться примерно к 6 годам. Стоит отметить, что почти во всех случаях, родители отмечают, что в остальном, дети развиваются нормально.

В Центре обследование не заканчивается одной встречей с ребенком, процесс продолжается вместе с начатой логопедической работой. Это помогает установить то, как ребенок вступает в контакт, проявляет ли он негативные реакции общего и речевого характера, а так же способствует установлению причин, формы проявления и механизмов преодоления этих реакций.

Коррекция алалии

Лечение алалии носит исключительно комплексный характер. Вначале необходимо обратится за консультацией к логопеду и к врачу-психиатру. В нашем Центре практикуется консилиумный первичный осмотр. На основании результатов диагностики актуального состояния ребенка, предполагаемых причин речевого расстройства может быть назначено неврологическое обследование, а так же дополнительные диагностические мероприятия (анализ крови, ЭЭГ).

Программа коррекции алалии включает в себя:

  • игровые логопедические занятия;
  • логопедический массаж;
  • логоритмику;
  • игровую терапию;
  • индивидуальные психо-коррекционные занятия.

В случаях необходимости, врачи Центра назначают медикаментозную терапию, физиотерапевтические процедуры. Кроме того, специалисты определят необходимость проведения семейных (родительских) консультаций, которые помогу проанализировать отношения в семье и выявить возможные причины социально- психологического влияния на развитие речевой патологии у ребенка. Обращаясь в наш Центр, Вы получите квалифицированную помощь логопеда, который уделит особое внимание к Вашему ребенку и даст ответы на все волнующие Вас вопросы. Мы рады Вам помочь! Первый детский медицинский центр: Здоровье детей – спокойствие родителей!

САМОоценка — человек сам оценивает себя. Но у нас нет такой врожденной функции. Зачем нам себя оценивать? Для кого нужна эта оценка? В чем её смысл?
Ведь мы все хороши, рождаемся невинными, действуем из благих намерений.

На формирование самооценки оказывают влияние различные факторы:

  • Социальные факторы

Когда ребёнок только рождается, родители знакомят его с миром, его правилами и законами, стереотипами, традициями. Родители — взрослые, и они «лучше знают», как проявлять себя в жизни, ребёнок впитывает все действия и слова по отношению к нему без критики и фильтров. Поэтому так важны первые годы жизни, когда формируется фундамент психологического здоровья.

Когда ребёнок поступает в дошкольное, а после в общеобразовательное учреждение, на самооценку начинают влиять воспитатели и учителя, используя свой авторитет перед ним. Даже во взрослом возрасте на нас влияет мнение социально значимых персон. Однако большое значение имеют и индивидуальные особенности человека. В целом самооценка в разные возрастные периоды может колебаться, она не устойчивая, часто носит ситуативный характер.

  • Личностные факторы

Как человек воспринимает действительность, критику или комплименты, насколько вообще его психологическое состояние адекватно и какой у человека сформировался темперамент — всё это оказывает непосредственное влияние на самооценку.

Уровень самооценки влияет на поведение и поступки человека, его взаимоотношения с близкими и остальным социумом, формирует самокритичность, требовательность к себе, вдумчивое отношение к жизненным победам и поражениям.

Психологи обычно выделяют 2 вида самооценки: адекватную и искаженную.

Адекватная самооценка отражает действительно существующие в реальности способности и качества личности. То есть происходит их объективная оценка.

Искаженная самооценка может быть как завышенной, так и заниженной.

Люди с завышенной самооценкой очень хотят казаться лучше других, но на деле глубоко внутри прячется их страх перед неудачей. Люди с заниженной самооценкой демонстрируют окружающим свою уязвимость, основанную на комплексах.

В любом случае искаженная самооценка очень вредит самому человеку и мешает ему общаться с окружающими, решать проблемы без ненужных конфликтов и добиваться успеха. Очень часто из-за проблем с самооценкой человек ведет себя неадекватно ситуации.

В структуре самооценки можно выделить два основных компонента: когнитивный и эмоциональный:

Когнитивный компонент (от латинского cognition — знания) — это то, что человек знает о себе, о том, какие у него слабые или сильные стороны, что он действительно хорошо умеет делать и что не сможет сделать никогда. Искаженная самооценка появляется в тех случаях, когда человек не понимает до конца, что ему ожидать от себя самого

Эмоциональный компонент — это отношение человека к себе и к тому, как ему удается показать свою личность окружающим. Люди испытывают по отношению к себе всю палитру эмоций и их бывает сложно понять и принять.

Как повысить самооценку?

  1. Предлагаю ЗАМЕНИТЬ слово «САМОоценка» на «САМОощущение». В каждый момент выбора, вопроса или сложной ситуации ориентируйтесь на себя, независимо от внешнего мира. Независимо от друзей, родителей, детей, мужа, жены. Вы, конечно, можете выслушать их мнение. Но решение за Вами.
  2. Не сравнивайте себя с кем-то еще. Вы — это Вы. Ваши достижения — только Ваши, и Вы можете ими гордиться.
  3. Не допускайте негативных мыслей.
  4. Благодарите мир за то, что у Вас уже есть.
  5. Ориентируйтесь на успех в любом деле, даже самом скромном.
  6. Запишите все свои положительные качества и успехи и почаще дописывайте этот список.
  7. Демонстрируйте свои успехи окружающим.
  8. Перестаньте себя критиковать.
  9. Никогда не оправдывайтесь, но умейте признавать ошибку.
  10. Будьте реалистом в ожиданиях, но не принижайте свои достоинства.
  11. Относитесь к ошибкам, как к урокам.
  12. Учитесь говорить «НЕТ».
  13. Подружитесь со своим внутренним критиком.

Если Вы чувствуете, что хотите изменить самооценку, нужно научиться замечать все то хорошее, что уже есть в Вашей жизни. Отметьте то, что у Вас получается и то, что пока не совсем удается. Учитесь, развивайтесь, поощряйте себя за успехи и никогда не действуйте в ущерб себе, потому что такая тактика не приносит достойных плодов. Примите себя как есть, будьте честны перед собой и признавайте свои достоинства и недостатки, тогда ваша самооценка станет стабильной и здоровой.

Ирина Легкая, педагог-психолог регионального центра «Семья»

Записаться на консультацию к психологу вы можете по телефону: (3452) 30-26-27

Наиболее часто в практике воспитания детей встречается слово «нельзя». Особенно когда ребёнок только начинает ходить, можно слышать постоянные окрики: «Нельзя! Нельзя! Нельзя!» Потом родители уже машинально кричат из кухни «нельзя», даже в тех случаях, когда этого можно избежать. Надо стараться как можно реже использовать данное слово в своей практике. Ребёнок – существо целенаправленное и любознательное. Его натура стремится ощутить окружающее, всё испытать, и это стремление не должны перекрывать окрики «Нельзя!»

Когда ребёнок проявляет активность в отношении таких опасных предметов, как огонь, электричество, спички, лекарства и т.д., тогда вы обязаны сказать «нельзя». В этих случаях нужно просто объяснить ребёнку, почему это не нужно делать, а со временем он и сам всё поймёт. А когда, например, он берёт ваши бумаги, косметику, надевает вашу одежду, то есть делает то, что не представляет для него опасности, а просто приносит вам неудобства или, возможно, материальный ущерб, необходимо проявить изобретательность и обойтись без слова «нельзя».

Если ребёнка не удаётся отвлечь, дайте ему возможность «изучить» интересующий его предмет, побудьте с ним две-три минуты, покажите, что нужно делать. Тихонько понаблюдайте издалека. Если и после этого ребёнок не отвлекается, тогда, если возможно, уберите ребёнка от опасного предмета. Во всех случаях ровным, твёрдым, уверенным тоном объясните ему, почему с этим предметом играть нельзя. Старайтесь не прибегать к грозным окрикам, взглядам, угрозам, ссорам, ультиматумам – этим вы вряд ли добьётесь своего и только усилите упрямство своего ребёнка.

Маленькие дети целиком находятся во власти ситуаций и своих желаний. У них нет ещё структуры, контролирующей поведение, и власти над своими желаниями. Ошибка родителей: они смотрят на детей, наделяя их своей силой и своим характером.

Воспитывая себя, вы воспитываете своего ребёнка. Изучайте свои взаимоотношения с ребёнком. Пусть кто-нибудь со стороны посчитает количество «нет» и «нельзя», сказанные вами. Возможно, вы используете другие слова, по смыслу аналогичные отрицанию: «не шуми», «не реви», «стой прямо», «не кривляйся», «не паясничай» и т.д., да ещё произносите их сердитым, злым тоном. Будьте внимательны к ситуациям, когда вы сердитесь и злитесь на ребёнка. Наши резкие, сердитые слова вызывают у детей только чувства ущемлённости, огорчения. Эти слова не объясняют им суть запрета, поэтому очень редко исправляют их поведение.

Ребёнок нуждается в спокойных и терпеливых объяснениях, почему существует тот или иной запрет. Обычно это получается у людей с уравновешенным характером. Эмоциональным и нервным людям в этом отношении труднее. Но даже если это не получается с первого или со второго раза, к этому нужно постоянно стремиться. Так вы сможете добиться власти над своими эмоциями.

Интервью с заведующей кафедрой «Глобальные цели дошкольного образования» Международной педагогической академии дошкольного образования (МПАДО), экспертом Ассоциации развития качества дошкольного образования(АРКАДО) Ириной Комаровой

Ирина Ильинична, добрый день! Мы встречаемся с Вами в преддверии Дня работника дошкольного образования, что бы Вы хотели сказать в качестве поздравления?

— Хочу поздравить всех воспитателей с Днем работника дошкольного образования и уверить, что профессия педагога остается до тех пор, пока жив человек!

Как сейчас происходит обучение ребенка в детском саду?

— Сейчас, согласно ФГОС, каждый детский сад должен работать по своей программе. Он берет за основу известную программу, но должно быть 20% региональной специфики. Иногда региональная специфика более значительная. Например, музыка в детском саду. В Хакасии очень распространено горловое пение, поэтому они будут заниматься горловым пением, а не той музыкальной программой, которая используется в ту базовую программу, которую они взяли за основу. Плюс есть рекомендуемая программа, которая висит на сайте министерства. Тут достаточно широкий выбор.

Как можно заменить слово ребенок

Есть ли задача получить к школе детей с одинаковым уровнем подготовки?

— Одинаковые дети никогда не получаются. В детский сад приходят разные дети. У каждого ребенка всегда есть непохожие друг на друга родственники, которые влияют на характер и развитие ребенка. В детском саду его встречает воспитательница, которая отличается от других. Словом ребенок испытывает с самого рождения совершенно различные влияния. Одинакового результата не получится, но будет общность целей и, понимания процессов.

Как обстоят дела с цифровизацией в сфере дошкольного образования?

— Все понимают цифровизацию по-разному. Цифровизация подменила слово «технологии». Цифровизация – это перевод в цифру того, что существует в аналоговом виде. Фактически, она распространяется исключительно на экранные виды техники. Раз она распространяется через экраны, то для детей это вредно, как и для взрослых.

Тогда нужна ли цифровизация в дошкольном образовании?

— Очень нужна. Но важно понимать, когда и где. В бухгалтерии и управлении – однозначно, для связи с родителями тоже. Мы видим много элементов цифровизации, которые могут и должны внедряться в детские сады. Для цифровизации вовсе не обязательно каждого ребенка сажать за компьютер.

До 3 лет ребенок должен знакомиться с окружающим миром в прямом контакте с ним. Время, потраченное ребенком на компьютер – это время которое ребенок мог посвятить знакомству с окружающим миром.

С 3 до 5 ребенку важно знакомиться с технологиями. Но это не обязательно должен быть экран. Стоит отметить, что главный урон по части технологий детям наносится даже не в детском саду, а дома.

Это правда, что дети понимают в компьютерах больше, чем взрослые?

— Это миф. Все считают, что пользование технологиями настолько простое, что его все усваивают легко. Интуитивно усваивают, но, если ребенок видит в окно восход солнца, это не значит, что он представляет себе законы вращения планет, что такое Солнце и что такое Земля. У него нет общей картины. Так с компьютерами и гаджетами. Все равно владению гаджетами нужно обучать, но никто об этом не думает. Нас не учат этому в школе и в вузе, и, если мы пользуемся ими, то интуитивно.

Как все-таки можно использовать технологии?

— С 5 до 7 лет возможно осознанное использование компьютера детьми в детском саду. Можно отсканировать рисунки ребенка, сделать необычный коллаж; можно использовать обучающие игры.

Существуют обучающие программы по овладению речью и математическим навыкам, доводящим до автоматизма вычисления в уме. Весь мир этим пользуется, а мы себя искусственно ограничили. Однако, важно, чтобы ребенок не оставался за компьютером один.

Как можно заменить слово ребенок

Будут ли дети умнее от внедрения цифровизации?

— По последним исследованиям все новые технологии даже на 20% не улучшают процесс обучения. Все технологии – это лишь механизм для чего-то, а душа, этика, нравственность, мысли, умение сопереживать – это в сердце и голове учителя и педагога. Педагогу всегда сложнее, чем учителю, потому что учитель ведет предметно, а педагог должен свой весь мир описать и передать ребенку.

Ни одна технология на сегодняшний момент не заменяет сердце, душу, мысли и ум. Это основа образования, они принадлежат педагогу.

Изменится ли радикально сфера дошкольного образования?

— Многое, что считается сейчас радикальным новшеством, на самом деле уже когда-то было. Важны не технологические перемены, а перемены в человеке. Ребенок 21 века – это не тот ребенок даже, который был в 20 веке. Это ребенок, для которого авторитет взрослых не всегда существует; ребенок, который знает больше, а использовать знания не всегда умеет; это ребенок эмоционально неустойчивый.

Родители и педагоги тоже очень сильно изменились. Они тоже стали более эмоционально неустойчивыми. Изменилась среда. Мы живем в эпоху семи революций. Все определяет сетевое сообщество. Изменилась экономика, повышается роль человеческого капитала. Чем выше показатель человеческого капитала, тем богаче наше общество.

Традиционные школы и сады останутся в будущем или все обучение будет проходить на дому?

— Все равно ребенку нужен процесс социализации, он не может происходить только дома. Ребенок когда-нибудь выйдет на улицу. Современная функция школы – это не столько образование, сколько социализация. Какие-то организации будут. Будут ли это школы, как в индустриальную эпоху, или это будут цеха, как в эпоху Возрождения или кружок учеников вокруг подвижника – для распространения знаний неважно. Важно это лишь для образовательной политики государства. Чем больше государство устраняется экономически из системы образования, тем больше оно теряет контроль.

Нужно смотреть, что нам диктует будущее. Сейчас мы вступили в сферу неустойчивости и непредсказуемости. Мы должны научить ребенка тому, что перемены – это хорошо, это наша константа. Функция семьи, школы и государства, обеспечить ребенку эмоциональную устойчивость.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector