Сегодня — 150 лет со дня рождения Ивана Бунина. Великого русского писателя и поэта, первого из наших соотечественников, кто удостоился Нобелевской премии по литературе. Бунин много переезжал, а после революции покинул Россию навсегда. Но на малой родине до сих пор бережно хранят его память.
«Старомодный пейзажист», — так о Бунине говорили современники, а он сердился: эти городские писатели сочиняют — идет, колосья пшена находу разбирая. Невозможно разбирать находу. Они растут низко. Бунин не просто знал, о чем писал. Даже когда он по памяти восстанавливал эти картины, находясь уже во Франции, эти строки были достойны Нобелевской премии.
Напрасно поклонники творчества Бунина первым делом торопятся в музей. В поля, к камню ведет филолог Елена Полтавская. На въезде в Огневку, где жил отец Бунина, куда писатель приезжал за вдохновением, стоит немного мрачноватый меридиан творчества, а под землей еще не раскопанные сокровища.
Родовое гнездо, где Ваня Бунин взрослел и превращался в писателя. Дом тоже не сохранился. Усадьба-новодел. С Липецкой земли по нитке Бунину музей. Сердобольные жители, спонсоры под чутким руководством археологов воссоздали дом. И пусть реплика скромная, главное — память.
«Вот как раз под окном были обнаружены цветные дореволюционные стеклышки. У Бунина в дневнике есть свидетельства, что окна были цветными», — рассказывает кандидат филологических наук, доцент Елецкого государственного университета имени И.А. Бунина Раиса Иванова.
Переезжал постоянно. Разорявшийся дворянский род, и тогда уже усадьбы содержали с трудом. А нынче между ними и дорог нет. В Бутыркино Бунин влюбился в фольклор. Днем работал с крестьянами, а вечером оставался с ними слушать сказки и предания. Руины этой усадьбы Евгений знает с детства. Мечтает восстановить. И глядя на его труды, сомнений нет — восстановит. Также как храм в родной деревне Грунин-Воргол. С жителями на фрески сбрасываются раз в месяц. По архивам нашли: отец Бунина похоронен рядом с церковью. Где именно — неизвестно.
Под музей Бунина комнату в своем доме заняла. Валентина Михайловна подлинниками эпохи не обладает, но каждый экспонат для нее ценный — здесь портреты, книги о писателе.
Чтобы объехать места Бунина, и целого дня мало. К Темным аллеям подъезжаем в темноте.
«Приходит хвастает: сделал табличку «Тенистые аллеи». Я ему говорю: «Володя — это наш глава — что же ты не посоветовался, не Тенистые, Темные, эх», — рассказывает преподаватель русского языка и литературы, краевед Анна Немытова.
Анна Васильевна — учитель школы в селе Васильевка, жизнь посвятила изучению жизни Бунина — обходила соседей, записывала все, что вспоминали. Теперь и столичные исследователи места эти иначе как творческой лабораторией писателя и не называют.
Семейный дом Бунина соткан из тысячи осколков воспоминаний, не имеет точного адреса, но представляется ясно. «Не важно, где я окажусь, есть только одно — родное и теплое. На полках любимые книги, брат рассказывает важные секреты, мама молодая и смеется». И на страницах его произведений — этот дом открыт каждому.
22 октября 2020 исполняется 150 лет со дня рождения Ивана Алексеевича Бунина.
Русский писатель, поэт и переводчик, лауреат Нобелевской премии по литературе 1933 года родился 10 (22) октября 1870 года в Воронеже.
Будучи представителем обедневшей дворянской семьи, Бунин рано начал самостоятельную жизнь; в юношеские годы работал в газетах, канцеляриях, много странствовал. Первым из опубликованных произведений Бунина стало стихотворение «Над могилой С. Я. Надсона» (1887); первый стихотворный сборник вышел в свет в 1891 году в Орле. В 1903 году получил Пушкинскую премию за книгу «Листопад» и перевод «Песни о Гайавате»; в 1909 году был повторно удостоен этой награды за 3-й и 4-й тома Собрания сочинений. В 1909 году избран почётным академиком по разряду изящной словесности Императорской Санкт-Петербургской академии наук. В 1920 году эмигрировал во Францию.
Автор романа «Жизнь Арсеньева», повестей «Суходол», «Деревня», «Митина любовь», рассказов «Господин из Сан-Франциско» (1914-15), «Лёгкое дыхание», «Антоновские яблоки» (1900), дневниковых записей «Окаянные дни» (1918-20), «Солнечный удар» (1925), сборника рассказов «Тёмные аллеи» (1937-1945 и 1953) и других произведений.
В 1933 году Иван Бунин — первый из русских писателей — стал лауреатом Нобелевской премии по литературе за «строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы».
Скончался в 1953 году, похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
«Так сладок сердцу Божий мир…»
27 октября в Государственной академической капелле Санкт-Петербурга — музыкально-поэтический вечер, посвященный 150-летию со дня рождения Ивана Алексеевича Бунина (1870–1953), русского поэта и писателя, первого русского лауреата Нобелевской премии по литературе (1933).
Концерт организован Культурным центром Елены Образцовой в рамках II Международного музыкального фестиваля «Приношение Елене Образцовой» при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга.
В концерте прозвучат романсы и песни на стихи поэта, написанные С. Рахманиновым, С. Василенко, М. Глиэром, И. Шварцем, Ю. Шапориным, О. Пустынниковым, Ю. Фаликом, инструментальная и вокальная музыка композиторов первой половины ХХ века, а также поэтические произведения И.А. Бунина.
Иван Бунин
Под орган душа тоскует
Под орган душа тоскует,
Плачет и поет.
Торжествует, негодует
Горестно зовет:
О благий и скорбный! Буди
Милостив к земле!
Скудны, нищи, жалки люди
И в добре, и в зле!
О Исусе, в крестной муке
Преклонивший лик!
Есть святые в сердце звуки,-
Дай для них язык!
Вальс
Похолодели лепестки
Раскрытых губ, по-детски влажных —
И зал плывёт, плывёт в протяжных
Напевах счастья и тоски.
Сиянье люстр и зыбь зеркал
Слились в один мираж хрустальный —
И веет, веет ветер бальный
Теплом душистых опахал.
С. В. Рахманинов
При моей первой встрече с ним в Ялте произошло между нами нечто подобное тому, что бывало только в романтические годы молодости Герцена, Тургенева, когда люди могли проводить целые ночи в разговорах о прекрасном, вечном, о высоком искусстве.
Впоследствии, до его последнего отъезда в Америку, встречались мы с ним от времени до времени очень дружески, но всё же не так, как в ту встречу, когда, проговорив чуть не всю ночь на берегу моря, он обнял меня и сказал: «Будем друзьями навсегда!»
Уж очень различны были наши жизненные пути, судьба всё разъединяла нас, встречи наши были всегда случайны, чаще всего недолги, и была, мне кажется, вообще большая сдержанность в характере моего высокого друга.
А в ту ночь мы были ещё молоды, были далеки от сдержанности, как-то внезапно сблизились чуть не с первых слов, которыми обменялись в большом обществе, собравшемся, уже не помню почему, на весёлый ужин в лучшей ялтинской гостинице «Россия». Мы за ужином сидели рядом, пили шампанское Абрау-Дюрсо, потом вышли на террасу, продолжая разговор о том падении прозы и поэзии, что совершалось в то время в русской литературе, незаметно спустились во двор гостиницы, потом на набережную, ушли на мол, — было уже поздно, нигде не было ни души, — сели на какие-то канаты, дыша их дегтярным запахом и той какой-то совсем особой свежестью, что присуща только черноморской воде, и говорили, говорили всё горячей и радостнее уже о том чудесном, что вспоминалось нам из Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета, Майкова…
Тут он взволнованно, медленно стал читать то стихотворение Майкова, на которое он, может быть, уже написал тогда или только мечтал написать музыку:
Я в гроте ждал тебя в урочный час.
Но день померк: главой качая сонной,
Заснули тополи, умолкли гальционы:
Напрасно. Месяц встал, сребрился и угас;
Редела ночь; любовница Кефала,
Облокотясь на рдяные врата
Младого дня, из кос своих роняла
Златые зёрна перлов и опала
На синие долины и леса…
Музыка
Я взялся за дверную ручку, потянул ее к себе – и тотчас же заиграл оркестр. За раскрытым окном шли назад лунные поля – дом стал бегущим поездом. Я тянул то крепче, то слабее – и, необыкновенно легко согласуясь с моим желанием, то тише, то громче, то торжественно ширясь, то очаровательно замирая, звучала музыка, перед которой была ничто музыка всех Бетховенов в мире. Я уже понял, что это сон, мне было уже страшно от его необыкновенной жизненности, и я сделал отчаянное усилие очнуться и, очнувшись, сбросил ноги с кровати и зажег огонь, но тотчас же узнал, что все это опять дьявольская игра сна, что я лежу, что я в темноте и что нужно во что бы то ни стало освободиться от этого наваждения, в котором, несомненно, чувствовалась какая-то потусторонняя, чужая, хотя в то же время и моя сила, сила могущественная нечеловечески, потому что человеческое воображение обычной, дневной жизни, будь то воображение хоть всех Толстых и Шекспиров вместе, может все-таки только воображать, грезить, то есть все-таки мыслить, а не делать. Я же делал, именно делал, нечто совершенно непостижимое: я делал музыку, бегущий поезд, комнату, в которой я будто бы очнулся и будто бы зажег огонь, я творил их так же легко, так же дивно и с такой же вещественностью, как может творить только бог, и видел творимое мною ничуть не менее ясно и ощутительно, чем вижу я сейчас, наяву, при свете дня, вот этот стол, на котором я пишу, вот эту чернильницу, в которую я только что обмакнул перо…
Что же это такое? Кто творил? Я, вот сейчас пишущий эти строки, думающий и сознающий себя? Или же кто-то, сущий во мне помимо меня, тайный даже для меня самого и несказанно более могущественный по сравнению со мною, себя в этой обыденной жизни сознающим? И что вещественно и что невещественно?
Иван Бунин – писатель, поэт. Первый русский лауреат Нобелевской премии по литературе.
Думаю, что многие (как и я) больше слышали о нём как о писателе. Впервые несколько его стихотворений прочёл в “Строфах века: Антология русской поэзии (составитель Евгений Евтушенко)" //с. 46
Здесь приведу два, из прочитанных накануне в интернете :
***.
И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной.
Срок настанет — господь сына блудного спросит:
"Был ли счастлив ты в жизни земной?"
И забуду я все — вспомню только вот эти
Полевые пути меж колосьев и трав –
И от сладостных слез не успею ответить,
К милосердным коленям припав.
Хрустя по серой гальке, он прошел
Покатый сад, взглянул по водоемам,
Сел на скамью. За новым белым домом
Хребет Яйлы и близок и тяжел.
Томясь от зноя, грифельный журавль
Стоит в кусте. Опущена косица,
Нога — как трость. Он говорит: «ЧтО, птица?
Недурно бы на Волгу, в Ярославль!»
Он, улыбаясь, думает о том,
Как будут выносить его — как сизы
На жарком солнце траурные ризы,
Как желт огонь, как бел на синем дом.
«С крыльца с кадилом сходит толстый поп,
Выводит хор. Журавль, пугаясь хора,
Защелкает, взовьется от забора —
И ну плясать и стукать клювом в гроб!»
В груди першит. С шоссе несется пыль,
Горячая, особенно сухая.
Он снял пенсне и думает, перхая:
«Да-с, водевиль. Все прочее есть гиль».
Классика, не принадлежавшего, как он сам неоднократно подчеркивал, ни к одному литературному направлению, тем паче – к символистам, которых не жаловал. Писателя, удостоенного в 1933 году Нобелевской премии по литературе за роман «Жизнь Арсеньева». Формулировка гласила: «За строгий артистический талант, с которым он воссоздал в литературной прозе типичный русский характер». Автора «Чистого понедельника», «Легкого дыхания», «Антоновских яблок». Даже названия звучат, как короткие, в одну строчки, стихотворения в прозе.
Сам писатель относился к своим дням рождения сложно. Ведь они напоминали о быстротекущем времени, которое не удержать.
«День моего рождения. 52. И уже не особенно сильно чувствую ужас этого. Стал привыкать, притупился.
День чудесный. Ходил в парк.
Солнечно, с шумом деревьев. Шел вверх, в озарении желто-красной листвы, шумящей под ногой. И как в Глотове – щеглы, их звенящий щебет».
«70 лет тому назад на рассвете этого дня (по словам покойной матери) я родился в Воронеже на Дворянск. улице. Сколько лет еще осталось мне? Во всяком случае, немного и пройдут они очень быстро, – давно ли, напр., была осень в Beausoleil, где мы жили на этой горе, в этом высоком доме (Villa Dominante)! A прошло уже 2 года».
Страшные строки в дневнике за ноябрь 1918 года: «Будь проклят день моего рождения в этой проклятой стране!». События революции отразились в «Окаянных днях», которые советская власть долго не могла простить писателю. Певец России, он не идеализировал людей – ни своего, дворянского, круга, ни народ. «Есть два типа в народе, – писал он. – В одном преобладает Русь, в другом – Чудь, Меря. Но и в том и другом есть страшная переменчивость настроений, обликов, «шаткость», как говорили в старину. Народ сам сказал про себя: «Из нас, как из древа – и дубина, и икона», – в зависимости от обстоятельств, от того, кто древо обработает».
На фотографиях мы видим сухого лощеного господина, застегнутого на все пуговицы. Читая его книги, погружаемся в кипение страстей, часто темных, влекущих к гибели.
Рассказ «Темные аллеи» он написал в 1938 году. Другие рассказы о любви, впоследствии вошедшие в одноименный сборник (всего их было 38!), писал в годы Второй мировой войны в оккупированной Франции на вилле в Грассе. Звучит шикарно – вилла! На самом деле жизнь была трудная, полуголодная. От Нобелевской премии к тому времени ничего не осталось. Бунин совсем не умел обращаться с деньгами, вот и премия (715 тысяч франков) утекла, как песок, сквозь пальцы. Но природа, хоть и не родная, не северная, умиротворяла. «Перед домом у нас несколько старых пальм, за ними, под ними – сказочная голубая страна, море. Соловьи поют день и ночь. Ночи сладко холодноваты», – писал он Зинаиде Гиппиус о своем приюте. Рядом была верная жена – Вера Муромцева, красавица, женщина «с огромными, светло-прозрачными, как бы хрустальными глазами». Прощавшая своему Яну все, даже любовь к другой, более молодой, женщине, Галине Кузнецовой. «Пусть любит Галину. только бы от этой любви ему было сладостно на душе. » – писала в дневнике Вера Муромцева. Какое-то время они жили втроем.
Обе они оставили воспоминания об этой странной жизни. По мотивам «Грасского дневника» Галины Кузнецовой Алексей Учитель снял в 2000 году фильм «Дневник его жены». Бунина сыграл Андрей Смирнов.
Об этом фильме, об экранизациях Бунина, спектаклях по его произведениям можно узнать, посмотрев на сайте Театральной библиотеки виртуальную выставку «Легкое дыхание: Иван Бунин на сцене и в кино».
Есть тут, например, информация о спектакле московского режиссера Дмитрия Крымова «В Париже». Его у нас мало кто видел. Спектакль, поставленный в 2011 году, шел в Париже, Таллине, Нью-Йорке. В России – нет. Потому что главную роль – бывшего русского генерала Николая Платоновича – исполнял Михаил Барышников: он не раз говорил, что в Россию не приедет никогда.
А вот Бунин думал о возвращении. Но в 1946-м вышло печально знаменитое постановление Жданова о журналах «Звезда» и «Ленинград», направленное против Анны Ахматовой и Михаила Зощенко. Как можно было вернуться в страну, где не было свободы слова?
На вручении ему Нобелевской премии Бунин говорил: «В мире должны существовать области полнейшей независимости. Несомненно, вокруг этого стола находятся представители всяческих мнений, всяческих философских и религиозных верований. Но есть нечто незыблемое, всех нас объединяющее: свобода мысли и совести, то, чему мы обязаны цивилизацией. Для писателя эта свобода необходима особенно – она для него догмат, аксиома».
Выставка к 150-летию со дня рождения Бунина, и не виртуальная, а вполне реальная, открылась в новом здании Российской национальной библиотеки на Московском, 165. Здесь можно увидеть сто изданий, предоставленных Русским книжным и Русским журнальным фондами. Она называется строчкой из стихотворения Бунина «Вечер»: «Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 192 (6770) от 22.10.2020 под заголовком «В темных аллеях пел соловей».
Иван Бунин — русский писатель, поэт, почётный академик Петербургской академии наук (1909), лауреат Нобелевской премии по литературе 1933 года.
Родился в Воронеже, где прожил первые три года своей жизни. В дальнейшем семья переехала в имение Озёрки под Ельцом, (Орловская губерния, ныне Липецкая область). Отец — Алексей Николаевич Бунин, мать — Людмила Александровна Бунина (урождённая Чубарова). Первое стихотворение пишет в 8 лет. До 11 лет воспитывался дома, в 1881 поступает в Елецкую уездную гимназию, в 1885 возвращается домой и продолжает образование под руководством старшего брата Юлия.
В 17-летнем возрасте начинает писать стихи, в 1887 — дебют в печати. В 1889 году идёт работать…
Иван Бунин — русский писатель, поэт, почётный академик Петербургской академии наук (1909), лауреат Нобелевской премии по литературе 1933 года.
Родился в Воронеже, где прожил первые три года своей жизни. В дальнейшем семья переехала в имение Озёрки под Ельцом, (Орловская губерния, ныне Липецкая область). Отец — Алексей Николаевич Бунин, мать — Людмила Александровна Бунина (урождённая Чубарова). Первое стихотворение пишет в 8 лет. До 11 лет воспитывался дома, в 1881 поступает в Елецкую уездную гимназию, в 1885 возвращается домой и продолжает образование под руководством старшего брата Юлия.
В 17-летнем возрасте начинает писать стихи, в 1887 — дебют в печати. В 1889 году идёт работать корректором в местную газету «Орловский вестник». В 1891 приложением к «Орловсвкому вестнику» была приложена ученическая книжка Бунина «Стихотворения. 1887-1891». К этому времени относится его продолжительная связь с сотрудницей этой газеты Варварой Пащенко, с которой они, вопреки желанию родни, переезжают в Полтаву (1892). В этот же период жизни Бунин знакомится с Л.Н. Толстым.
1895 год — лично познакомился с Чеховым, до этого переписывались.
В 1890-х путешествовал на пароходе «Чайка» («барк с дровами») по Днепру и посетил могилу Тараса Шевченко, которого любил и много потом переводил. Спустя несколько лет написал очерк «На „Чайке“», который был опубликован в детском иллюстрированном журнале «Всходы» (1898, № 21, 1 ноября).
В 1899 знакомится с Горьким, дружба с кем будет длиться около 20-ти лет.
В 1899 году вступает в брак с Анной Николаевной Цакни (Какни), дочерью греческого революционера и эмигранта. Брак был непродолжительным, единственный ребёнок умер в 5-летнем возрасте (1905). В 1907 Бунин вступает в гражданский брак (в 1922 официально оформлен) с Верой Николаевной Муромцевой, племянницей С. А. Муромцева, первого председателя Первой Государственной Думы.
Бунину трижды присуждалась Пушкинская премия; в 1909 году он был избран академиком по разряду изящной словесности, став самым молодым академиком Российской академии.
Почтовая марка СССР, 1990 год
Летом 1918 года Бунин перебирается из большевистской Москвы в занятую германскими войсками Одессу. С приближением в апреле 1919 года к городу Красной армии не эмигрирует, а остаётся в Одессе и переживает там период большевистского правления. Приветствует взятие города Добровольческой армией в августе 1919 года, лично благодарит прибывшего 7 октября в город генерала А. И. Деникина, активно сотрудничает с ОСВАГ (пропагандистско-информационный орган) при В. С. Ю. Р.. В феврале 1920 года при подходе большевиков покидает Россию. Эмигрирует во Францию.
В эмиграции вёл активную общественно-политическую деятельность: выступал с лекциями, сотрудничал с русскими политическими партиями и организациями (консервативного и националистического направления), регулярно печатал публицистические статьи. Выступил со знаменитым манифестом о задачах Русского Зарубежья относительно России и большевизма: «Миссия Русской эмиграции».
В 20х годах, в Париже знакомится с начинающей молодой писательницей — Галиной Николаевной Кузнецовой. Обоих захватило настоящее чувство, и вследствии Бунин зовет свою музу с собой в Грасс, в качестве ученицы и помощницы, где они и живут втроем: Бунин, Кузнецова и Муромцева.
В эмиграции Бунин создает свои лучшие произведения: «Митина любовь» (1924), «Солнечный удар» (1925), «Дело корнета Елагина» (1925) и, наконец, «Жизнь Арсеньева» (1927—1929, 1933). Эти произведения стали новым словом и в бунинском творчестве, и в русской литературе в целом. А по словам К. Г. Паустовского, «Жизнь Арсеньева» — это не только вершинное произведение русской литературы, но и «одно из замечательнейших явлений мировой литературы». Лауреат Нобелевской премии по литературе в 1933 году.
Много и плодотворно занимался литературной деятельностью, став одной из главных фигур Русского Зарубежья.
Вторую мировую войну провёл на съёмной вилле в Грассе.
В 1945 возвращается в Париж. Бунин неоднократно выражал желание вернуться в Россию, однако из-за постановления Жданова в 1946 о журналах «Звезда» и «Ленинград», растоптавшее А. Ахматову и М. Зощенко, русский пистель навсегда отказался от намерения вернуться на Родину.
По сообщению издательства имени Чехова, в последние месяцы жизни Бунин работал над литературным портретом А. П. Чехова, работа осталась незаконченной (в книге: «Петлистые уши и другие рассказы», Нью-Йорк, 1953).
Последние годы жил в нищете. Умер во сне в два часа ночи с 7 на 8 ноября 1953 года в Париже. Умер писатель тихо и спокойно — во сне. На кровати лежал роман Л.Н.Толстого «Воскресение». Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, под Парижем.
В 1929—1954 годах произведения Бунина в СССР не издавались. С 1955 года — наиболее издаваемый в СССР писатель «первой волны» (несколько собраний сочинений, множество однотомников).
Некоторые произведения («Окаянные дни» и др.) в СССР напечатаны только с началом перестройки.
Иван Бунин — это первый российский писатель, награжденный Нобелевской премией в области литературы. С его произведениями хорошо знаком каждый из нас с самого детства. Первое стихотворение было написано им еще в юности, когда он учился в гимназии. Бунину было 17 лет, когда оно вышло в печать. Уже тогда было понятно, что его ждет большое будущее.
Но жизнь у Бунина была довольно тяжелой. В 1909 году ему пришлось покинуть страну из-за революционных настроений. Впоследствии он на протяжении нескольких десятилетий много путешествовал и переезжал, что отразилось на его творчестве. Именно в эмиграции писатель создал свои величайшие произведения.
Но это все касается творчества, а что мы знаем о жизни Ивана Алексеевича? Есть немало фактов, о которых современное поколение не имеет никакого представления. О наиболее интересных из них будет рассказано далее.
Происхождение
Иван Бунин является выходцем из старинного дворянского рода, имеющего даже собственный герб. Он был основан еще в XV веке, но за многие столетия разорился. Семья жила бедно, а у родителей было 9 детей. Помимо этого отец злоупотреблял алкоголем и любил азартные игры, поэтому денег часто не было даже на основные нужды.
Родственные связи
Несмотря на то что дворянский род Буниных обеднел, тем не менее у него было немало влиятельных родственников. Так, например, одним из таковых был известный поэт, академик и переводчик Василий Жуковский. Он является двоюродным братом Ивана, который родился в результате романа отца с одной турчанкой. Чтобы никто не узнал о его существовании, ему дали фамилию Жуковский.
Лучший друг
В 1895 году Иван Бунин приехал в Санкт-Петербург, где он познакомился с писателем Александром Куприным. Несмотря на то что они были полной противоположностью друг друга, тем не менее хорошо поладили и впоследствии стали лучшими друзьями. Они часто спорили по поводу литературы, однако оставались очень близки.
Мировоззрение
Мало кто знает, но Иван Бунин был очень суеверным человеком. И это несмотря на то, что свое образование он получил в мужской гимназии Елецка, которая считалась лучшей в те времена. Так, например, писатель никогда не садился за стол 13-м по счету, никогда не шел дальше, если дорогу перебегала черная кошка или кто-то переходил с пустым ведром.
Странные увлечения
Бунин коллекционировал флаконы и фармацевтические коробки. А все потому, что он был просто без ума от лекарственных препаратов и эликсиров. В его домашней аптечке были препараты, которые не могли позволить себе даже больницы. Где он их находил — неизвестно, но факт остается фактом.
Основная тематика произведений
Большая часть стихов Бунина посвящена одиночеству. И в этом нет ничего удивительного, ведь ему пришлось познать на личном опыте, что такое измена и предательство со стороны любимого человека. Первая супруга писателя ушла от него после нескольких лет совместной жизни, что стало для него сокрушительным ударом. Второй брак также оказался непродолжительным.
Нобелевская премия
Иван Алексеевич Бунин получил ее в 1933 году, хотя его кандидатура на награждение выдвигалась несколько раз начиная с 1922 года. Но не все русские писатели были согласны с награждением. Многие считали Бунина недостойным Нобелевской премии, поскольку он не придерживался устоявшихся канонов, а был новатором своего времени в области литературы.
Физическая форма
Иван Алексеевич всегда имел подтянутое телосложение, которому мог позавидовать каждый. Он вел активный образ жизни, часто катался на лошадях и превосходно танцевал. Но писатель очень любил знаки внимания и заботу, поэтому периодически притворялся больным.
Объект восхищения
С самого детства любимым писателем Бунина был Александр Сергеевич Пушкин. Его стихотворения часто читали всей семьей, а многие из них маленький Ваня знал даже наизусть. К слову, Бунин и Пушкин являются дальними родственниками по материнской линии.
Дневник
Иван Бунин вел его с детства и до самой смерти. К сожалению, не все дневники сохранились до наших дней, поскольку некоторые были сожжены и закопаны самим писателем перед эмиграцией за границу. Тем не менее некоторые сохранившиеся экземпляры были опубликованы в одном французском литературном журнале.
Вот такие интересные факты об Иване Алексеевиче Бунине не знают даже некоторые поклонники его творчества. Тем не менее у него была очень насыщенная и интересная жизнь.
Бу́нин, Ива́н Алексе́евич (1870 – 1953) – знаменитый писатель и поэт, первый русский обладатель Нобелевской премии по литературе, академик Санкт-Петербургской Академии наук. Провел много лет жизни в эмиграции, став одним из главных писателей русского зарубежья.
Содержание
Биография
Детство и образование писателя
Родился Иван Бунин в небогатой дворянской семье 10 (22) октября 1870 года. Затем в биографии Бунина произошел переезд в имение Орловской губернии неподалеку от города Елец.
Детство Бунина прошло именно в этом месте, среди природной красоты полей.
Начальное образование в жизни Бунина было получено дома. Затем, в 1881 году, молодой поэт поступил в Елецкую гимназию. Однако, не окончив ее, вернулся домой в 1886 году. Дальнейшее образование Иван Алексеевич Бунин получил благодаря старшему брату Юлию, окончившему университет с отличием.
Литературная деятельность
Впервые стихи Бунина были опубликованы в 1888 году. В следующем году Бунин переехал в Орел, став работать корректором в местной газете. Поэзия Бунина, собранная в сборник под названием «Стихотворения», стала первой опубликованной книгой. Вскоре творчество Бунина получает известность. Следующие стихотворения Бунина были опубликованы в сборниках «Под открытым небом» (1898), «Листопад» (1901).
Знакомства с величайшими писателями (Горьким, Толстым, Чеховым и др.) оставляет значительный отпечаток в жизни и творчестве Бунина. Выходят рассказы Бунина «Антоновские яблоки», «Сосны». Проза Бунина была опубликована в «Полном собрании сочинений»(1915).
Писатель в 1909 году становится почетным академиком Академии наук в Санкт-Петербурге. Бунин довольно резко отнесся к идеям революции, и навсегда покидает Россию.
Жизнь в эмиграции и смерть
Биография Ивана Алексеевича Бунина почти вся состоит из переездов, путешествий (Европа, Азия, Африка). В эмиграции Бунин активно продолжает заниматься литературной деятельностью, пишет лучшие свои произведения: «Митина любовь» (1924), «Солнечный удар» (1925), а также главный в жизни писателя роман – «Жизнь Арсеньева» (1927—1929, 1933), который приносит Бунину Нобелевскую премию в 1933 году. В 1944 году Иван Алексеевич пишет рассказ Библиография
Подготовка к празднованию началась в 2018 году. Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 30 июля 2018 г. № 464 образован и утвержден Правительством Российской Федерации организационный комитет по подготовке и празднованию 150-летия со дня рождения И.А.Бунина. В оргкомитет вошли представители регионов, связанных с жизнью и творчеством писателя, профильных министерств и ведомств, общественных организаций. На заседании оргкомитета в марте 2020 года был утвержден План основных мероприятий празднования.
В План вошли более 120 значимых юбилейных мероприятий, был разработан и утвержден единый логотип празднования.
Несмотря на сложную эпидемиологическую ситуацию, основные мероприятия Плана по празднованию 150-летия И.А.Бунина выполнены: выставки, фестивали, спектакли, конференции успешно прошли в России и за рубежом.
В рамках празднования осуществлен выпуск собраний сочинений, был осуществлен перевод произведений и переписка И.А.Бунина на английский, немецкий, французский, греческий языки, хинди.
Во всех регионах были реализованы собственные интересные издательские проекты, проводятся литературные праздники, вручаются премии.
Безусловно, 150-летие И.А.Бунина нашло отражение в рамках книжных фестивалей и ярмарок. На традиционном фестивале «Красная площадь» была представлена юбилейная экспозиция писателя, а в рамках Московской международной книжной ярмарки прошел круглый стол «Творчество Ивана Бунина в контексте современного читательского восприятия».
В феврале 2020 года были организованы книжные экспозиции, посвященные юбилею Ивана Алексеевича на международных книжных выставках-ярмарках в Калькутте, Минске и Гаване.
Юбилей писателя включен в перечень памятных дат ЮНЕСКО, что еще раз подчеркивает значимость юбилея не только для российской, но и для международной культурной общественности.
Идет подготовка к Международному круглому столу в штаб-квартире ЮНЕСКО «Иван Бунин в мировом культурном пространстве». Мероприятие планируется провести в декабре текущего года.
В сентябре 2020 года Банк России в серии «Выдающиеся личности России» выпустил в обращение памятную серебряную монету, посвященную 150-летию со дня рождения И.А. Бунина, номиналом 2 рубля, тиражом 3000 штук.
Памятную почтовую марку и художественно-маркированные конверты, посвященные местам, связанным с жизнью и творчеством И.А.Бунина, выпустила в честь юбилея АО «Марка». Церемония торжественного гашения марки прошла 22 октября в Москве в Государственном литературном музее.
В связи с пандемией не все международные мероприятия удалось провести. Институту мировой литературы им. А.М. Горького совместно с Институтом русской литературы (Пушкинский Дом) удалось провести Российско-корейский молодежный фестиваль в рамках Научно-образовательного проекта «Бунинские дни в Корее: история русской деревни». Фестиваль прошел 1-3 сентября в Сеуле.
Юбилейные мероприятия будут проходить до конца 2020 года, а также в 2021 году.
В декабре этого года в Российском центре науки и культуры в Париже пройдет Международный круглый стол «Первый русский Нобелевский лауреат Иван Бунин и Франция».
Интереснейшие уникальные мероприятия проходят в эти дни не только в Москве, но и в Санкт-Петербурге, но и в Орле, Воронеже, Липецке, Туле и других регионах России.
Мать, Людмила Александровна Чубарова, происходила из княжеского рода (по семейной легенде), отличалась уступчивой, поэтической и нежной природой, в противоположность вспыльчивому и азартному супругу.
Всего у пары родилось 9 деток, но выжили четверо: Юлий, Женя, Мария и Иван. Когда Ване исполнилось 4 года, семейству пришлось по финансовым причинам вернуться в свое оскудевшее «дворянское гнездо» – Бутырки на Орловщине.
Ванечка слыл любимчиком матери, обладая схожей тонкой и впечатлительной натурой. Он рано выучился читать, изумлял фантазией, любознательностью, первый стих сочинил в 7-8 лет.
В 1881 его отправили в Елецкую гимназию, где он проучился 5 лет, не заслужив аттестата: юноша так тосковал по дому, что плохо учился и в итоге был отослан домой.
Впоследствии отсутствие официального образования его удручало, но не помешало прослыть великим литератором. Гимназическую программу юноша постиг под руководством страшего на 10 лет брата Юлия, с отличием окончившего университет и оказавшего особое влияние на формирование личности брата. Среди литературных кумиров Ивана были Пушкин, Фет, Тютчев, Лермонтов, Семен Надсон.
Начало пути
Творческие свершения
Спустя год он вошел в литературные круги Петербурга, затем Москвы, сблизился с Александром Куприным, Валерием Брюсовым, Константином Бальмонтом, познакомился с Антоном Чеховым, Николаем Телешовым, плодотворно трудился. Среди его близких знакомых было также много художников, музыкантов, включая Сергея Рахманинова. Искусство всегда притягивало Ивана Алексеевича. Он с детства был наделен повышенной чувствительностью и восприимчивостью к звукам, краскам, что сказалось на особенностях творчества, его выразительной живописности.
В 1896 увидел свет его перевод «Песни о Гэйавате» Генри Лонгфелло, поныне признанный непревзойденным. Позже он переводил Саади, Т.Шевченко, Ф.Петрарку, А.Мицкевича. В 1900 появилась «Эпитафия» и знаменитые «Антоновские яблоки», обеспечившие ему настоящую литературную славу. Тепло был принят и «Листопад», принесший в 1903 престижную Пушкинскую премию АН (вернее, ее половину, будучи награжденным вместе с Петром Вейнбергом).
Развитие творческой деятельности
В 1907 литератор с супругой совершил свое заветное первое «странствие», посетив Египет. Позже он с удовольствием много путешествовал по разным странам (Турция, Цейлон, Румыния, Италия, Сирия, Палестина). Коллеги-участники литературно-художественного кружка «Среда», членом которого он стал, даже дали ему прозвище «непоседа». Впечатления от поездок нашли отражение в книге «Тень птицы», изданной в 1931 в Париже.
Он не жаловал большевиков и их вождей, переворот воспринял, как начало гибели своей родной державы и как личную трагедию, запечатлев происходящий террор в дневниковой книжке «Окаянные дни». В 1918 он покинул Москву, перебравшись в Одессу, а спустя два года был вынужден навсегда оставить родину.
За границей
В период Второй мировой войны литератор проживал в Грассе, бедствуя от финансовых проблем. Он не поддерживал идеи определенной части русской эмиграции, готовой благоприветствовать гитлеровцев, способных уничтожить большевизм, напротив, приветствовал свершения советских вооруженных сил. В 1943 вышел признанный вершиной малой прозы писателя сборник рассказов «Темные аллеи» о мыслях, чувствах и любви, окрашенной печалью.
После войны писатель снова переехал в Париж, где от главы советского посольства А.Богомолова получил предложение уехать в СССР. По мнению К.Симонова, писателю очень хотелось поехать, но его останавливал возраст и привязанность к Франции.